Спаса Преображения, церковь

Астраханская область. Астрахань.
48°0′1″E 46°21′10″N
показать на карте
Редактировать или предложить свое описание



Эта церковь также являлась казачьей и находилась в Городофорпостинской станице, которая в 1893 году была переименована в Атаманскую, что сейчас составляет центральную часть Трусовского района г. Астрахани. Казачья станица Городовой Форпост была основана в 1785 году, когда сюда, на правый берег Волги, была выведена часть казаков из Казачебугоринской станицы. Население станицы в первое время было небольшим, и только в начале XIX века у его жителей появилась мысль о построении здесь храма.

В декабре 1801 года отставной казак Городофорпостинской станицы Фома Денисов с представлением доверенности от казаков подал прошение Астраханскому архиепископу Платону (Любарскому), в котором просил “повелеть за рекою Волгою на первом Форпосте построить молитвенный дом, на сбор доброхотных дателей суммы дать шнуровую книгу, а по окончании постройки определить священника с одним причетником” (Станица Атаманская (Форпост) //Астраханские Епархиальные Ведомости. - 1914. - № 7. - С. 163).

Книга была дана, и молитвенный дом был построен, но священника с причетником к нему так и не определили. Городофорпостинская станица со всеми её жителями была приписана к приходу городской Казанской церкви, священники которой изредка навещали казаков и служили в местном молитвенном доме. Молитвенный дом был, видимо, освящён в честь Великомученика и Победоносца Георгия, так как в 1845 году возникает дело о строительстве в станице храма во имя этого святого. Общество Городофорпостинской станицы, имея желание устроить в своей станице храм, решило закупить стоявшую в Замьяновской станице старую деревянную церковь с иконостасом. 27 апреля 1845 года это общество обратилось в Духовную Консисторию за разрешением перенести церковь к ним в станицу. Возможным препятствием к устройству в станице самостоятельного прихода служило незначительное её население (всего 230 человек), но станичная община попыталась заручиться поддержкой жителей соседних селений Солянка и Карантинное, где также не было собственных храмов. Также они писали, что в станице часто бывает стечение людей постороннего сословия на постоялых дворах и рыбных промыслах (ватагах), где они, работая, нуждаются в церковных требах и духовной помощи (ГААО. - Ф. 729. - Оп. 2. - Д. 4 (“Указы Духовной Консистории за 1845 год”). - Л. 255).

Ходатайство казаков поддержал сам губернатор, и казалось, дело было уже решено, как выяснилось, что на содержание самостоятельного причта домами, деньгами и землёй средств нет, как нет денег на саму постройку храма. К тому же жители села Карантинное отказались от участия в строительстве, рассчитывая сами у себя построить церковь. Так дело о строительстве храма было отложено ещё на 20 лет.

Первый храм в Городофорпостинской станице начат был строительством в 1863 году. Строился он на станицыны средства, причём средства выделялись и из казны Астраханского Казачьего войска. Наказной атаман М.Н. Толстой обратился к императрице Марии Александровне с просьбой о пожертвовании на строящийся храм. В ответ на это обращение императрица в августе 1884 года прислала от себя в храм полный набор новых священнических и диаконских облачений (Бирюков И.А. История Астраханского Казачьего войска: Т. 2. - С. 283).

Деревянный храм в честь Преображения Господня был закончен в 1865 году и в том же году освящён. При храме был открыт самостоятельный штат священнослужителей, да и то при помощи жителей селения Николаевки, приписанного к этой церкви.

Первый храм просуществовал до 1879 года, когда возникло дело о его расширении. Разрешение было дано, но при начале строительных работ в 1882 году жители станицы решили вместо расширения старого деревянного храма соорудить новый каменный, о трёх престолах. Основные строительные работы были закончены к 1885 году. Главный престол в честь Преображения Господня был освящён 3 ноября 1885 года, а боковые приделы: южный - в честь иконы Божией Матери “Достойно есть” 30 ноября 1883 года, а северный - в честь Святого Пророка Ильи 6 августа 1890 года. Старая церковь без утвари была продана ещё в 1883 году в селение Николаевку, ранее приписанное к этому приходу. Богослужения же во время строительства проводились в частном доме, пока не был освящён левый придел (Станица Атаманская (Форпост) //Астраханские Епархиальные Ведомости. -1914. - № 7. - С. 164).

В 1899 году, благодаря старанию церковного старосты Иосифа Ефимовича Рябицева, храм был значительно расширен. Купол его поднят, пол углублён (Из Епархиальной хроники //Астраханские Епархиальные Ведомости. -1900. — № 17. - С. 772).

ВНЕШНИЙ И ВНУТРЕННИЙ ВИД ХРАМА

Храм был построен в древнерусском стиле с двухъярусной колокольней в одной связи. Купол храма венчали пять главок с куполами в виде луковичек. Богатым было внутреннее убранство храма. Он был украшен множеством икон в серебряных и среброзолочёных ризах. Сразу же после освящения храма в 1885 году сюда были пожертвованы несколько икон стоимостью от 700 до 800 рублей (Станица Атаманская (Форпост) //Астраханские Епархиальные Ведомости. —1914. - № 7. - С. 164). В 1886 году был устроен новый иконостас на средства прихожан стоимостью 10 000 рублей. Иконостас и царские врата были разделаны под виноградную гроздь и вызолочены на полимент (Кузнецов А.И. Историческая Астрахань и её памятники: рукопись. - Т. 1. -Астрахань, 1960 -1967. - С. 80).

В результате работ по обновлению храма в 1899 -1900 годах Спасо-Преображенский храм был приведён в такое благолепное состояние, что, по отзывам современников, он мог бы занять одно из первых мест в каждом губернском городе” (Из Епархиальной хроники //Астраханские Епархиальные Ведомости. -1900. - № 17. - С. 772). В течение 1900 -1905 годов старанием ктитора И.Е. Рябицева храм был расписан священными изображениями. Особенно были замечательны написанные в 1905 году на куполе церкви пять художественных картин работы московского художника (Праздник Преображения Господня на Форпосте //Астраиисжие Епархиальные Ведомости. - 1905. - С. 744).

В 1923 году обновленцы попытались захватить Спасо-Преображенский храм. Но приехавшего сюда обновленческого епископа Анатолия (Соколова) православные не пустили в церковь. До 1938 года храм продолжал действовать, пока новая волна сталинских гонений на Церковь не достигла этих мест (Кузнецов А.И. Историческая Астрахань и её памятники: рукопись. - Т. 1. - Астрахань, 1960 -1967. - С. 80). Храм закрыли, обезобразили, снеся купола с церковных глав и колокольни.

Иконостас храма вместе со всей утварью также был уничтожен. Уничтожена была и роспись храма. Прибывший в Астрахань в декабре 1943 года Астраханский архиепископ Филипп (Ставицкий) начал вести переговоры с местными властями о возвращении Православной Церкви нескольких ранее отобранных у неё храмов, в том числе и Спасо-Преображенского. 13 января 1945 года этот храм был передан общине верующих (ГААО. - Ф. 3371. - Оп. 1. - Д. 4 (“Переписка с Советом по делам Русской Православной Церкви”). - Л. 11).

После возвращения на главах храма вместо прежних куполов-луковиц были установлены бесформенные колпаки (что дало возможность незнающим людям сравнивать эту церковь с армянскими храмами).

Не дали местные власти восстановить и разрушенный второй ярус колокольни, на которую был установлен такой же колпак. Установка подобных глав не была какой-то прихотью верующих и не была связана с отсутствием средств, просто местные власти сочли, что прежняя форма куполов очень возвышает храм, что могло, по их мнению, помешать дальнейшей правильной планировке района. Все эти обстоятельства сильно исказили внешний облик храма, который стал более приземлённым и архитектурно несуразным.

Спасо-Преображенская церковь на Трусово (вторая половина XX столетия)

Постепенно было восстановлено внутреннее убранство храма: поставлен новый иконостас, покрытый вместо позолоты уже позолоченной фольгой; пожертвованы верующими иконы, сохранённые ими втайне.

В 1955 -1957 годах храм был расписан художником Б.М. Красильниковым (Кузнецов А.И. Историческая Астрахань и её памятники: рукопись. - Т. 2. - Астрахань, 1970. - С. 37).

Спасо-Преображенская церковь на Трусово (Атаманская станица) (нач. XX столетия)

В 1992 году Спасо-Преображенский храм был передан в ведение Николо-Угрешского ставропигиального (т. е. находящегося в прямом подчинении патриарху) монастыря (Монастырь этот находится под Москвой, в городе Дзержинске). С этого времени храм стал монастырским подворьем и при нём находился штат из монастырских священнослужителей. Настоятелем подворья был игумен Анастасий (Каюк).

В июне 2011 года, согласно указа святейшего патриарха Кирилла, храм был возвращен Астраханско-Енотаевской епархии. Настоятелем воссозданного прихода храма Преображения Господня назначен иерей Виталий Семенов. При храме возрождена воскресная школа. По пятницам в 18.30 часов проводятся катехизаторские беседы прихожан со священником. По субботам в 15.00 часов проходят встречи для молодежи.

В ограде храма находится могила протоиерея Василия Гавриловича Кортнева (1836 -1911 гг.), много потрудившегося над построением существующей Спасо-Преображенской церкви. В апреле 1985 года надгробный памятник был реконструирован.

Из святынь храма можно отметить металлический крест-мощевик, хранящийся в алтаре, внутри него находится крест деревянный, в который вложены частицы многих святых.

(Материалы взяты из книги “Астрахань. Храмы и монастыри”. Астрахань. 2002. Автор-составитель игумен Иосиф (Марьян), Астраханская и Енотаевская Епархия, Администрация г. Астрахани, Изд. “Новая линия” - по благословению Высокопреосвященнейшего Ионы, архиепископа Астраханского и Енотаевского).
Чтобы участвовать в обсуждении, Вы должны войти на сайт.

Время генерации: 1713545332.7035
Запросов к БД: 7
Запросы:
SET NAMES utf8
SELECT * FROM setting
SELECT * FROM page WHERE url='location'
SELECT * FROM module WHERE id='27'
SELECT * FROM module_map_item WHERE id=1953 LIMIT 1
SELECT * FROM module_map_item WHERE parent_id=1953 AND cat_id IN (5,6)
SELECT * FROM module_map_item_image WHERE item_id=1953

Ошибки: