Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь. Церковь иконы Божией Матери Живоносный источник
Редактировать или предложить свое описание
Адрес: Липецкая обл., г. Задонск, ул. Коммуны, 14
Сайт монастыря: http://www.zadonsk-monastir.ru
История Задонского Богородицкого мужского монастыря, именуемого ныне Рождество - Богородицким, корнями своими уходит в начало семнадцатого столетия — годы, когда Русь Православная несла тяжкое бремя внутренних смут и раздоров, усугубляемых нашествием иноплеменников. В 1620 году два благочестивых старца - черноризца Кирилл и Герасим пришли сюда, «под Елец», за реку Дон, в безлюдную пустыню, в лесах которой обитали только хищные звери и птицы.
Старцы Кирилл и Герасим пришли по благословению многострадального св. Патриарха Гермогена от Московского Сретенского монастыря и принесли с собой Владимирскую икону Пресвятой Богородицы — копию прославленной общеправославной святыни. Эта икона, являла (в центральной части композиции) копию общерусской святыни — Владимирской иконы Божией Матери, написанной, как повествует традиция, самим св. апостолом и евангелистом Лукой и привезенной на Русь из Греции. Слева от образа Пресвятой Богородицы кисть иконописца изобразила царевича Димитрия. канонизированного только в 1606 году. Справа располагался образ св. Василия Великого. В соответствии с бытовавшими в средневековье традициями, подобная торжественная икона была написана, скорее всего, «по случаю», специально для монахов-миссионеров, отправлявшихся в дальние края с задачей основать монастырь.
Именно старцы Кирилл и Герасим явились первыми основателями Задонского монастыря. Они избрали правый берег по течению реки Тешевки и навсегда поселились здесь. Вначале, пользуясь обилием леса, они построили на полугоре при впадении речки Тешевки в реку Дон первую деревянную церковь во имя Сретенья Владимирской иконы Богоматери, дивно явившей свою милость на берегах Дона в конце XIV века. Церковь эта, как видно, и послужила началом Задонскому монастырю; а благочестивая жизнь боголюбивых старцев влекла сюда многих ревнителей благочестия.
Вначале монастырь назывался Задонским Тешевским Богородицким. Первое название произошло оттого, что монастырь этот находится по отношению к Москве за рекою Дон, а его основатели пришли из Москвы; второе название произошло от протекавшей возле монастыря речки Тешевки, а третье - от названия первого построенного в этом монастыре храма во имя Сретенья Богородичной иконы Владимирской. Название Задонский остается и до сих пор. Богородицким он называется в честь Богородицы, икона которой здесь издавна всеми почитается, и ее имени посвящен главный Владимирский храм Задонского монастыря. В точности судьба основателей обители у Дона остается неизвестной. Хотя небезосновательным будет предположение, что Кирилл и Герасим, достигнув высшей ступени монашества — схимы, окончили свои дни в стенах основанного ими монастыря и на святой его земле были упокоены. Подтверждение тому — наличие их имен в заупокойном местном Синодике.
В 1692 году весь монастырь и его деревянная церковь сгорели, но храмовая икона Владимирской Божьей Матери, принесенная Кириллом и Герасимом, осталась среди пожара совершенно неповрежденной. Обнаружение этой чудодейственной благодатной силы, проистекающей от честной иконы Владимирской Божьей Матери, еще более усилило веру молящихся пред нею. В 1692 году огнем монастырь был уничтожен дотла. Погибли и здания, и имущество, и архивы монастыря. Но в данном случае беспощадный огонь стал не только строгим указанием на тщету в миру приобретаемого, а и послужил тому, чтобы ярче просияла слава Владимирской иконы Богоматери из Задонского монастыря — святой этот образ обретен был на пепелище неповрежденным.
С1693 по 1697 год настоятелем Задонской обители был заботливый игумен Трифон. Им была сооружена вторая деревянная церковь во имя Владимирской иконы Божьей Матери на месте прежней сгоревшей, а также были восстановлены все прежние монастырские постройки. Через 44 года деревянная постройка значительно обветшала от времени и уже требовала реставрации, а с увеличением числа братии небольшая деревянная церковь оказалась уже малопригодной к совершению в ней богослужений. Именно поэтому заботливый настоятель игумен Ефимий II (в схиме Евсевий) в1736 году приступил к строительству первой каменной церкви с двумя приделами; главный престол был освящен в 1741 году в прежнее наименование Сретенья Богородичной иконы Владимирской. Правый придел - в честь Рождества святого Иоанна Предтечи, а левый - во имя Евсевия, епископа Самосадского. Также игумен Ефимий построил на западе переднюю часть каменной ограды, ворота которой вели внутрь монастыря. Напротив соборной церкви была сооружена каменная колокольня в готическом стиле, которая примыкала своей передней стороной к западной ограде; внутри колокольни на первом этаже был устроен храм во имя святителя Николая; по обе стороны колокольни были построены в два этажа кельи с кладовыми для настоятеля и казначея, а также были приобретены ризница и престольная утварь.
В 1769 году, Великим Постом, Тешевский (Задонский) мужской монастырь во имя Сретения Владимирской иконы Божией Матери избрал для пребывания удалившийся на покой епископ Воронежский и Елецкий Тихон (Соколовский) — человек, уже при жизни почитавшийся народом за святого. Именно здесь, в Задонской обители, этот архиерей, оставивший епископскую кафедру по болезни, достиг небесных высот на пути земном. Здесь родились главные духовные сочинения, принесшие ему славу «Российского Златоуста».
До переселения в Задонскую обитель Святителя Тихона этот монастырь занимал невысокое место в ряду русских монастырей и не имел большой известности. Только отрадная устная беседа Святителя, его деятельная помощь бедным земледельцам и всем нуждающимся, назидательные и утешительные письма к людям образованным, скромная подвижническая жизнь многих привлекли к этой обители. Когда же святой Тихон отошел к Богу, заупокойное моление о нем, гроб Святителя сделались живоносным источником для всех, с верою приходящих в Задонскую обитель и чтивших память этого праведника.
С 1798 года в монастыре строятся новые здания, возобновляются прежние, как то: каменная Владимирская церковь украшается настенной живописью, обновляются кровли, отделываются служебные дворы, вновь напротив соборной церкви на восточной стороне строятся на каменном фундаменте одноэтажные кельи для настоятеля, а также братский каменный двухэтажный южный корпус. Далее за ним оканчивается каменная ограда, по бокам которой находятся две башни, из которых одна -на южной стороне монастыря существовала до последнего времени. С учреждением уездного города Задонска с 1779 по 1802 год уездное казначейство и другие присутственные места помещались в монастырских зданиях. Из всего этого видно, что монастырь в конце XVIII столетия был богат зданиями и что домашние средства были вполне достаточны для поддержания как внутренней жизни, так и внешнего благолепия в обители.
С наступлением XIX столетия открылась благодатная слава Святителя Тихона во многих чудесных исцелениях у его гроба. Многие избавлялись от болезней и непредвиденной опасности одним лишь молитвенным призыванием Святителя на помощь. Благодать, обильно изливающаяся от святой чудотворной иконы Владимирской Божьей Матери, честных мощей Святителя Тихона, возбуждала усердие к Задонской обители. А постоянное большое стечение богомольцев требовало большего числа священнодействующих и давало средства к более серьезному благоустройству монастыря.
Так, Задонский монастырь со времени своего основания до 1764 года, подобно прочим монастырям русским XVII и половины XVIII столетий, не имел никакой степени, или класса, в общем объеме русских иноческих обителей того времени. По учреждению же духовных штатов этот монастырь был записан в третий класс, в котором положено иметь игуменов. При создании новых духовных штатов в 1797 году высочайше было повелено по губернским и другим знатным городам посвящать в третьеклассные монастыри архимандритов на игуменском окладе. На основании этого указа в 1798 году в монастыре была учреждена архимандрия. В полном списке монастырей, составленном до 1810 года, Задонский монастырь значился 130-м третьего класса.
В 1803 году храм Владимирской Богоматери был весь заново расписан; напротив каменного двухэтажного братского корпуса, находящегося на дневной стороне, построенного в 1798 году, был построен другой двухэтажный каменный корпус с северной стороны монастыря для размещения приезжих богомольцев. Впоследствии корпус этот был обращен на кельи братии, а при построении нового соборного храма совсем уничтожен.
В 1806 году архимандритом Иннокентием на восточной стороне монастырского двора была построена новая братская трапезная. Это было каменное здание новейшей архитектуры с колоннами и украшениями, алебастровыми фигурами. При этой трапезной находились хлебопекарня и кухня. Именно из этой трапезной впоследствии была устроена теплая зимняя церковь.
В 1815 и 1816 годах заново были перестроены настоятельские кельи, построенные в 1802 году, а также братская трапезная и другие строения. В 1817 году к нижнему двухэтажному каменному корпусу, были сделаны пристройки: с восточной стороны - двухэтажное каменное здание для Вознесенской церкви, внизу -кельи для больницы, а в 1818 году было пристроено в симметрию Вознесенской церкви, с западной стороны того же корпуса в тождественном фасаде, каменное трехэтажное здание для духовного училища; в нижнем этаже и в среднем - помещения для учеников, а в верхнем - для наставников.
С 1814 года, в память милосердия и особенного внимания, какое имел к сиротам преосвященный Тихон, Задонский монастырь принял на себя неизменную обязанность держать на своем иждивении от 10 до 12 беднейших учеников, которые как стипендиаты именовались воспитанниками Святителя Тихона.
В 1822 году воронежским губернским начальством к монастырю было добавлено 15 сажень в ширину и в длину во весь монастырь с западной стороны для постройки на данном месте колокольни с гостиницами.
В 1827 году собор Владимирский уже не вмещал всех желающих присутствовать при богослужении. Об этом архимандрит Самуил сделал заявление епархиальному начальству и просил дозволения расширить Владимирский храм пристройками с боков самой церкви. Преосвященный Антоний XI положил резолюцию: "Заготовление материалов дозволяется, но рекомендую отцу-настоятелю попещись не о распространении ныне существующей церкви, а о построении новой, соответственной знатности монастыря". В 1829 году строительной комиссией был выслан новый план на построение колокольни с церковью под нею и гостиных корпусов для богомольцев. В 1830 году уже была возведена колокольня по вторые окна второго этажа.
В 1832 году древняя соборная церковь возобновилась по новому фасаду и расширилась; иконостас и стенная живопись обновлялись, крыши на церкви и на каменных корпусах окрашивались.
В 1835 году преемником Самуила архимандритом Иларием, с помощью собранных им сумм, была окончена монастырская колокольня и в том же году 21 августа была освящена архиепископом Антонием XI. Колокольня эта была устроена отдельно от соборной церкви. Первый этаж с восточной и западной стороны имел колонны, а с северной и южной были пристроены корпуса гостиниц. В среднем этаже находился храм Святителя Николая Мирликийского, освящённый в 1838 году. Под этим храмом располагались главные святые ворота для торжественных ходов и для встречи знатных посетителей, ведущие внутрь монастыря; над ними с подъезда в арке находилось изображение двух ангелов, держащих образ Святителя Николая с надписью: "Радуйся Николае великий чудотворче!" Вообще архитектура колокольни была легкая и воздушная. Там было 11 колоколов. Первый из них был отлит в 1846 году и весил 307 пудов, второй 120 пудов, третий вседневный 70 пудов; все колокола весили 601 пуд. В числе них находился малый колоколец, который был найден в 1815 году в земле на месте пустынки на Донщине в городище.
По обеим сторонам колокольни была расположена гостиница для богомольцев. Каждое из этих зданий, исключая колокольни, имело в длину 16 сажень, а с колокольнями длина составляла 42 сажени. Данная гостиница имела 78 келий.
В 1865 году на месте прежнего погребения Тихона Задонского была устроена каменная часовня, внутри которой над могилой Святителя был поставлен его гроб, в котором покоились его нетленные мощи. Гроб этот стоял в церкви Рождества Богородицы, на крышке гроба видно изображение Святителя, как бы напоминающее его присутствие. До прославления Святителя Тихона, почившего под сводом алтаря прежней Владимирской церкви, богомольцами совершались здесь панихиды; а с прославлением Святителя благочестивыми христианами воспевалось здесь молебное пение новоявленному угоднику Божию. Внешний вид данной часовни напоминал полуциркулярный грот или пещеру; между двух фронтонов с передней стороны в 1856 году был поставлен чугунный памятник изящной работы, с позолоченным крестом наверху и образами Спасителя и Божией Матери, а также фигурами с надписью: "На сем месте, в бывшей под алтарем усыпальнице, покоились Святителя Христова Тихона I, епископа Воронежского и Елецкого, со дня блаженной кончины его 1783 года, августа 13 дня честные его мощи, кои при построении нового, ныне стоящего вместо ветхого храма в 1846 году мая 13 дня перенесены и поставлены в теплом Рождественском Пресвятой Богородицы Храме. Памятник сей воздвигнут от усердия почитающих приснопамятного Святителя Христова Тихона. 1856 год августа 1 дня". Однако в 1870 году эта часовня была разобрана, а на ее месте был построен небольшой каменный однопрестольный храм во имя Святителя Христова Тихона. Роспись храма велась под наблюдением художника В. А. Бризгалова.
Как упоминает иеромонах Геронтий, в 1865 году на месте, где некогда находилась келья Святителя Тихона, была построена однопрестольная каменная церковь во имя Святителя Тихона Задонского. Иконостас в данном храме был сделан из орехового дерева; живопись церковно-византийского направления. Освящение храма было совершено преосвященным Серафимом, епископом Воронежским и Задонским, 12 августа.
Вне монастырской ограды с южной стороны над источником была построена каменная часовня. В 1869 году с разрешения епархиального начальства она была разобрана по ветхости. С наступлением же весны 1870 года была начата постройка новой, более просторной часовни. Здесь обычно с Преполовения и по 1 октября находилась вторая чудотворная икона Владимирской Божией Матери - образ, уважаемый местными жителями города Задонска. Данная икона находилась в серебряной с позолоченным венцом ризе, изготовленной усердием неизвестного христианина, получившего от этой иконы исцеление. Зимой эта икона переносилась в Вознесенскую церковь и находилась в киоте за левым клиросом.
В этой же часовне были водосвятия 1 августа, 6 января, в пяток Светлой Седьмицы и в день Преполовения -торжественные, а летом пред нею совершались частные богослужения по особенному усердию и вере богомольцев. Уважение к данному месту выразилось в желании в 1835 году устроить в данной часовне престол для совершения литургии, но исполнить это оказалось невозможным, от Святейшего Синода на это разрешения не последовало.
Говоря о внутреннем и внешнем облике обители Задонской, можно сказать, что, хотя этот монастырь строился в течение многих лет, не вдруг, он поражает своей изящной архитектурой и удивляет стройной гармонией величественных зданий.
Источник: zadonsk-monastir.ru
Сайт монастыря: http://www.zadonsk-monastir.ru
История Задонского Богородицкого мужского монастыря, именуемого ныне Рождество - Богородицким, корнями своими уходит в начало семнадцатого столетия — годы, когда Русь Православная несла тяжкое бремя внутренних смут и раздоров, усугубляемых нашествием иноплеменников. В 1620 году два благочестивых старца - черноризца Кирилл и Герасим пришли сюда, «под Елец», за реку Дон, в безлюдную пустыню, в лесах которой обитали только хищные звери и птицы.
Старцы Кирилл и Герасим пришли по благословению многострадального св. Патриарха Гермогена от Московского Сретенского монастыря и принесли с собой Владимирскую икону Пресвятой Богородицы — копию прославленной общеправославной святыни. Эта икона, являла (в центральной части композиции) копию общерусской святыни — Владимирской иконы Божией Матери, написанной, как повествует традиция, самим св. апостолом и евангелистом Лукой и привезенной на Русь из Греции. Слева от образа Пресвятой Богородицы кисть иконописца изобразила царевича Димитрия. канонизированного только в 1606 году. Справа располагался образ св. Василия Великого. В соответствии с бытовавшими в средневековье традициями, подобная торжественная икона была написана, скорее всего, «по случаю», специально для монахов-миссионеров, отправлявшихся в дальние края с задачей основать монастырь.
Именно старцы Кирилл и Герасим явились первыми основателями Задонского монастыря. Они избрали правый берег по течению реки Тешевки и навсегда поселились здесь. Вначале, пользуясь обилием леса, они построили на полугоре при впадении речки Тешевки в реку Дон первую деревянную церковь во имя Сретенья Владимирской иконы Богоматери, дивно явившей свою милость на берегах Дона в конце XIV века. Церковь эта, как видно, и послужила началом Задонскому монастырю; а благочестивая жизнь боголюбивых старцев влекла сюда многих ревнителей благочестия.
Вначале монастырь назывался Задонским Тешевским Богородицким. Первое название произошло оттого, что монастырь этот находится по отношению к Москве за рекою Дон, а его основатели пришли из Москвы; второе название произошло от протекавшей возле монастыря речки Тешевки, а третье - от названия первого построенного в этом монастыре храма во имя Сретенья Богородичной иконы Владимирской. Название Задонский остается и до сих пор. Богородицким он называется в честь Богородицы, икона которой здесь издавна всеми почитается, и ее имени посвящен главный Владимирский храм Задонского монастыря. В точности судьба основателей обители у Дона остается неизвестной. Хотя небезосновательным будет предположение, что Кирилл и Герасим, достигнув высшей ступени монашества — схимы, окончили свои дни в стенах основанного ими монастыря и на святой его земле были упокоены. Подтверждение тому — наличие их имен в заупокойном местном Синодике.
В 1692 году весь монастырь и его деревянная церковь сгорели, но храмовая икона Владимирской Божьей Матери, принесенная Кириллом и Герасимом, осталась среди пожара совершенно неповрежденной. Обнаружение этой чудодейственной благодатной силы, проистекающей от честной иконы Владимирской Божьей Матери, еще более усилило веру молящихся пред нею. В 1692 году огнем монастырь был уничтожен дотла. Погибли и здания, и имущество, и архивы монастыря. Но в данном случае беспощадный огонь стал не только строгим указанием на тщету в миру приобретаемого, а и послужил тому, чтобы ярче просияла слава Владимирской иконы Богоматери из Задонского монастыря — святой этот образ обретен был на пепелище неповрежденным.
С1693 по 1697 год настоятелем Задонской обители был заботливый игумен Трифон. Им была сооружена вторая деревянная церковь во имя Владимирской иконы Божьей Матери на месте прежней сгоревшей, а также были восстановлены все прежние монастырские постройки. Через 44 года деревянная постройка значительно обветшала от времени и уже требовала реставрации, а с увеличением числа братии небольшая деревянная церковь оказалась уже малопригодной к совершению в ней богослужений. Именно поэтому заботливый настоятель игумен Ефимий II (в схиме Евсевий) в1736 году приступил к строительству первой каменной церкви с двумя приделами; главный престол был освящен в 1741 году в прежнее наименование Сретенья Богородичной иконы Владимирской. Правый придел - в честь Рождества святого Иоанна Предтечи, а левый - во имя Евсевия, епископа Самосадского. Также игумен Ефимий построил на западе переднюю часть каменной ограды, ворота которой вели внутрь монастыря. Напротив соборной церкви была сооружена каменная колокольня в готическом стиле, которая примыкала своей передней стороной к западной ограде; внутри колокольни на первом этаже был устроен храм во имя святителя Николая; по обе стороны колокольни были построены в два этажа кельи с кладовыми для настоятеля и казначея, а также были приобретены ризница и престольная утварь.
В 1769 году, Великим Постом, Тешевский (Задонский) мужской монастырь во имя Сретения Владимирской иконы Божией Матери избрал для пребывания удалившийся на покой епископ Воронежский и Елецкий Тихон (Соколовский) — человек, уже при жизни почитавшийся народом за святого. Именно здесь, в Задонской обители, этот архиерей, оставивший епископскую кафедру по болезни, достиг небесных высот на пути земном. Здесь родились главные духовные сочинения, принесшие ему славу «Российского Златоуста».
До переселения в Задонскую обитель Святителя Тихона этот монастырь занимал невысокое место в ряду русских монастырей и не имел большой известности. Только отрадная устная беседа Святителя, его деятельная помощь бедным земледельцам и всем нуждающимся, назидательные и утешительные письма к людям образованным, скромная подвижническая жизнь многих привлекли к этой обители. Когда же святой Тихон отошел к Богу, заупокойное моление о нем, гроб Святителя сделались живоносным источником для всех, с верою приходящих в Задонскую обитель и чтивших память этого праведника.
С 1798 года в монастыре строятся новые здания, возобновляются прежние, как то: каменная Владимирская церковь украшается настенной живописью, обновляются кровли, отделываются служебные дворы, вновь напротив соборной церкви на восточной стороне строятся на каменном фундаменте одноэтажные кельи для настоятеля, а также братский каменный двухэтажный южный корпус. Далее за ним оканчивается каменная ограда, по бокам которой находятся две башни, из которых одна -на южной стороне монастыря существовала до последнего времени. С учреждением уездного города Задонска с 1779 по 1802 год уездное казначейство и другие присутственные места помещались в монастырских зданиях. Из всего этого видно, что монастырь в конце XVIII столетия был богат зданиями и что домашние средства были вполне достаточны для поддержания как внутренней жизни, так и внешнего благолепия в обители.
С наступлением XIX столетия открылась благодатная слава Святителя Тихона во многих чудесных исцелениях у его гроба. Многие избавлялись от болезней и непредвиденной опасности одним лишь молитвенным призыванием Святителя на помощь. Благодать, обильно изливающаяся от святой чудотворной иконы Владимирской Божьей Матери, честных мощей Святителя Тихона, возбуждала усердие к Задонской обители. А постоянное большое стечение богомольцев требовало большего числа священнодействующих и давало средства к более серьезному благоустройству монастыря.
Так, Задонский монастырь со времени своего основания до 1764 года, подобно прочим монастырям русским XVII и половины XVIII столетий, не имел никакой степени, или класса, в общем объеме русских иноческих обителей того времени. По учреждению же духовных штатов этот монастырь был записан в третий класс, в котором положено иметь игуменов. При создании новых духовных штатов в 1797 году высочайше было повелено по губернским и другим знатным городам посвящать в третьеклассные монастыри архимандритов на игуменском окладе. На основании этого указа в 1798 году в монастыре была учреждена архимандрия. В полном списке монастырей, составленном до 1810 года, Задонский монастырь значился 130-м третьего класса.
В 1803 году храм Владимирской Богоматери был весь заново расписан; напротив каменного двухэтажного братского корпуса, находящегося на дневной стороне, построенного в 1798 году, был построен другой двухэтажный каменный корпус с северной стороны монастыря для размещения приезжих богомольцев. Впоследствии корпус этот был обращен на кельи братии, а при построении нового соборного храма совсем уничтожен.
В 1806 году архимандритом Иннокентием на восточной стороне монастырского двора была построена новая братская трапезная. Это было каменное здание новейшей архитектуры с колоннами и украшениями, алебастровыми фигурами. При этой трапезной находились хлебопекарня и кухня. Именно из этой трапезной впоследствии была устроена теплая зимняя церковь.
В 1815 и 1816 годах заново были перестроены настоятельские кельи, построенные в 1802 году, а также братская трапезная и другие строения. В 1817 году к нижнему двухэтажному каменному корпусу, были сделаны пристройки: с восточной стороны - двухэтажное каменное здание для Вознесенской церкви, внизу -кельи для больницы, а в 1818 году было пристроено в симметрию Вознесенской церкви, с западной стороны того же корпуса в тождественном фасаде, каменное трехэтажное здание для духовного училища; в нижнем этаже и в среднем - помещения для учеников, а в верхнем - для наставников.
С 1814 года, в память милосердия и особенного внимания, какое имел к сиротам преосвященный Тихон, Задонский монастырь принял на себя неизменную обязанность держать на своем иждивении от 10 до 12 беднейших учеников, которые как стипендиаты именовались воспитанниками Святителя Тихона.
В 1822 году воронежским губернским начальством к монастырю было добавлено 15 сажень в ширину и в длину во весь монастырь с западной стороны для постройки на данном месте колокольни с гостиницами.
В 1827 году собор Владимирский уже не вмещал всех желающих присутствовать при богослужении. Об этом архимандрит Самуил сделал заявление епархиальному начальству и просил дозволения расширить Владимирский храм пристройками с боков самой церкви. Преосвященный Антоний XI положил резолюцию: "Заготовление материалов дозволяется, но рекомендую отцу-настоятелю попещись не о распространении ныне существующей церкви, а о построении новой, соответственной знатности монастыря". В 1829 году строительной комиссией был выслан новый план на построение колокольни с церковью под нею и гостиных корпусов для богомольцев. В 1830 году уже была возведена колокольня по вторые окна второго этажа.
В 1832 году древняя соборная церковь возобновилась по новому фасаду и расширилась; иконостас и стенная живопись обновлялись, крыши на церкви и на каменных корпусах окрашивались.
В 1835 году преемником Самуила архимандритом Иларием, с помощью собранных им сумм, была окончена монастырская колокольня и в том же году 21 августа была освящена архиепископом Антонием XI. Колокольня эта была устроена отдельно от соборной церкви. Первый этаж с восточной и западной стороны имел колонны, а с северной и южной были пристроены корпуса гостиниц. В среднем этаже находился храм Святителя Николая Мирликийского, освящённый в 1838 году. Под этим храмом располагались главные святые ворота для торжественных ходов и для встречи знатных посетителей, ведущие внутрь монастыря; над ними с подъезда в арке находилось изображение двух ангелов, держащих образ Святителя Николая с надписью: "Радуйся Николае великий чудотворче!" Вообще архитектура колокольни была легкая и воздушная. Там было 11 колоколов. Первый из них был отлит в 1846 году и весил 307 пудов, второй 120 пудов, третий вседневный 70 пудов; все колокола весили 601 пуд. В числе них находился малый колоколец, который был найден в 1815 году в земле на месте пустынки на Донщине в городище.
По обеим сторонам колокольни была расположена гостиница для богомольцев. Каждое из этих зданий, исключая колокольни, имело в длину 16 сажень, а с колокольнями длина составляла 42 сажени. Данная гостиница имела 78 келий.
В 1865 году на месте прежнего погребения Тихона Задонского была устроена каменная часовня, внутри которой над могилой Святителя был поставлен его гроб, в котором покоились его нетленные мощи. Гроб этот стоял в церкви Рождества Богородицы, на крышке гроба видно изображение Святителя, как бы напоминающее его присутствие. До прославления Святителя Тихона, почившего под сводом алтаря прежней Владимирской церкви, богомольцами совершались здесь панихиды; а с прославлением Святителя благочестивыми христианами воспевалось здесь молебное пение новоявленному угоднику Божию. Внешний вид данной часовни напоминал полуциркулярный грот или пещеру; между двух фронтонов с передней стороны в 1856 году был поставлен чугунный памятник изящной работы, с позолоченным крестом наверху и образами Спасителя и Божией Матери, а также фигурами с надписью: "На сем месте, в бывшей под алтарем усыпальнице, покоились Святителя Христова Тихона I, епископа Воронежского и Елецкого, со дня блаженной кончины его 1783 года, августа 13 дня честные его мощи, кои при построении нового, ныне стоящего вместо ветхого храма в 1846 году мая 13 дня перенесены и поставлены в теплом Рождественском Пресвятой Богородицы Храме. Памятник сей воздвигнут от усердия почитающих приснопамятного Святителя Христова Тихона. 1856 год августа 1 дня". Однако в 1870 году эта часовня была разобрана, а на ее месте был построен небольшой каменный однопрестольный храм во имя Святителя Христова Тихона. Роспись храма велась под наблюдением художника В. А. Бризгалова.
Как упоминает иеромонах Геронтий, в 1865 году на месте, где некогда находилась келья Святителя Тихона, была построена однопрестольная каменная церковь во имя Святителя Тихона Задонского. Иконостас в данном храме был сделан из орехового дерева; живопись церковно-византийского направления. Освящение храма было совершено преосвященным Серафимом, епископом Воронежским и Задонским, 12 августа.
Вне монастырской ограды с южной стороны над источником была построена каменная часовня. В 1869 году с разрешения епархиального начальства она была разобрана по ветхости. С наступлением же весны 1870 года была начата постройка новой, более просторной часовни. Здесь обычно с Преполовения и по 1 октября находилась вторая чудотворная икона Владимирской Божией Матери - образ, уважаемый местными жителями города Задонска. Данная икона находилась в серебряной с позолоченным венцом ризе, изготовленной усердием неизвестного христианина, получившего от этой иконы исцеление. Зимой эта икона переносилась в Вознесенскую церковь и находилась в киоте за левым клиросом.
В этой же часовне были водосвятия 1 августа, 6 января, в пяток Светлой Седьмицы и в день Преполовения -торжественные, а летом пред нею совершались частные богослужения по особенному усердию и вере богомольцев. Уважение к данному месту выразилось в желании в 1835 году устроить в данной часовне престол для совершения литургии, но исполнить это оказалось невозможным, от Святейшего Синода на это разрешения не последовало.
Говоря о внутреннем и внешнем облике обители Задонской, можно сказать, что, хотя этот монастырь строился в течение многих лет, не вдруг, он поражает своей изящной архитектурой и удивляет стройной гармонией величественных зданий.
Источник: zadonsk-monastir.ru
Чтобы участвовать в обсуждении, Вы должны войти на сайт.