Собор Успения Пресвятой Богородицы
Редактировать или предложить свое описание
Поставлен на Соборной горе на территории бывшей древней крепости. Построен в 1699 г. как зимний храм вместо сгоревшего в 1695 г. деревянного. Здание кирпичное, побелено по кладке. В кон. 18 - нач. 19 в. сооружены новый алтарь и шатровая колокольня. В 1824 г. рядом была возведена небольшая часовня, а в 1828 г. с северо-восточной стороны - крупный летний Казанский собор на средства местного мещанина В. Шишкина. Образовавшийся соборный комплекс во 2-й пол. 19 в. обнесли кирпичной оградой с воротами с юга. К настоящему времени сохранились только зимний Успенский собор и ворота. Это древнейший памятник культового зодчества города, представляющий собой провинциальный вариант московского барокко, с более поздними по времени, но сохраняющими традиции 17 в. частями.
Основной объем Успенского собора - восьмерик на четверике — характерен для храмов нарышкинского типа, но трактован несколько тяжеловесно. Приземистый односветный квадратный в плане четверик несет широкий восьмерик с купольной гуськовой кровлей и луковичной главкой с перехватом на граненом барабане. Пониженный полукруглый алтарь и небольшая почти квадратная трапезная (на боковых ее фасадах — по одному окну) равны по ширине основному объему. В композиции доминирует колокольня: ее четверик с арочным входом с запада несет восьмигранный столп, завершенный арками звона и увенчанный мощным шатром с тремя рядами слухов и маленькой главкой. Упрощенное декоративное убранство фасадов архаично и тяготеет к формам сер. 17 в.: лопатки, огибающие углы четверика, простые карнизы с поребриком в завершении объемов, наличники арочных окон на боковых гранях восьмерика - с полуколонками и килевидными завершениями, акцентированные колонками углы восьмерика. На стенах апсиды прямоугольные окна в рамочных наличниках с сандриками чередуются с пилястрами, поставленными в простенках. Аналогичные по форме окна четверика (две оси на боковых фасадах и трапезной) обведены простыми рамками. Углы нижнего четырехгранного яруса колокольни отмечены парными пилястрами, фланги граней столпа - лопатками. Килевидные архивольты арок звона и уплощенные наличники различных по форме слухов дополняют декор.
Основное помещение храма с тромпами при переходе к восьмерику перекрыто восьмилотковым сводом, алтарь - конхой, трапезная - полулотковым сводом. В нижнем ярусе колокольни, служившем притвором, свод коробовый; лестница в его северной стене ведет к звону. Кирпичные и побеленные ворота представляют собой два пилона с арочными проходами, раздвинутые на ширину проезда. Пилоны завершены треугольными фронтонами с главками, а их плоскости украшены выполненными в кирпичной кладке крестами и плоскими фигурными нишами. В тимпане фронтона - киоты. Сохранились два прясла ограды в виде низкой стенки, ограниченной четырехгранными столбиками.
Беляев, 1863, с. 145-146; Холмогоровы, 1902, с. 140; ИАК, 1909, с. 221-222; Историческая записка о заштатном городе Плёсе, 1910, с. 10; Моисеев, 1970, с. 15; Казаринова, 1978, с. 19-24; Шлычков, 1983, с. 44-45; Он же, 1996, с. 168.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 87-88.
Основной объем Успенского собора - восьмерик на четверике — характерен для храмов нарышкинского типа, но трактован несколько тяжеловесно. Приземистый односветный квадратный в плане четверик несет широкий восьмерик с купольной гуськовой кровлей и луковичной главкой с перехватом на граненом барабане. Пониженный полукруглый алтарь и небольшая почти квадратная трапезная (на боковых ее фасадах — по одному окну) равны по ширине основному объему. В композиции доминирует колокольня: ее четверик с арочным входом с запада несет восьмигранный столп, завершенный арками звона и увенчанный мощным шатром с тремя рядами слухов и маленькой главкой. Упрощенное декоративное убранство фасадов архаично и тяготеет к формам сер. 17 в.: лопатки, огибающие углы четверика, простые карнизы с поребриком в завершении объемов, наличники арочных окон на боковых гранях восьмерика - с полуколонками и килевидными завершениями, акцентированные колонками углы восьмерика. На стенах апсиды прямоугольные окна в рамочных наличниках с сандриками чередуются с пилястрами, поставленными в простенках. Аналогичные по форме окна четверика (две оси на боковых фасадах и трапезной) обведены простыми рамками. Углы нижнего четырехгранного яруса колокольни отмечены парными пилястрами, фланги граней столпа - лопатками. Килевидные архивольты арок звона и уплощенные наличники различных по форме слухов дополняют декор.
Основное помещение храма с тромпами при переходе к восьмерику перекрыто восьмилотковым сводом, алтарь - конхой, трапезная - полулотковым сводом. В нижнем ярусе колокольни, служившем притвором, свод коробовый; лестница в его северной стене ведет к звону. Кирпичные и побеленные ворота представляют собой два пилона с арочными проходами, раздвинутые на ширину проезда. Пилоны завершены треугольными фронтонами с главками, а их плоскости украшены выполненными в кирпичной кладке крестами и плоскими фигурными нишами. В тимпане фронтона - киоты. Сохранились два прясла ограды в виде низкой стенки, ограниченной четырехгранными столбиками.
Беляев, 1863, с. 145-146; Холмогоровы, 1902, с. 140; ИАК, 1909, с. 221-222; Историческая записка о заштатном городе Плёсе, 1910, с. 10; Моисеев, 1970, с. 15; Казаринова, 1978, с. 19-24; Шлычков, 1983, с. 44-45; Он же, 1996, с. 168.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 87-88.
Чтобы участвовать в обсуждении, Вы должны войти на сайт.