Храм Николая Чудотворца
Редактировать или предложить свое описание
Адрес: Республика Башкортостан, Краснокамский район, с. Николо-Березовка
Проезд: автобусом от г.Уфы до с. Николо-Березовка или г. Нефтекамск
Историко-культурный центр «Никольский храм» в селе Николо-Березовка
Основание Прикамья, края, где расположено сегодня старинное русское с.Николо-Березовка, восходит к XIX веку, ко времени завоевания Иваном Грозным Казанского ханства.
Предания говорят, что еще во времена существования Казанского ханства, в густых лесах Прикамья, в пещерах Уральских гор жили пустынники-христиане, пришельцы из России.
«Давно ходила промеж раскольников молва, что много привольных нетронутых мест поразбросано на Каменном поясе. И потянулись туда люди, унося с собою веру отцов, предания старины и неразрушимое желание спасти свою душу от мирского соблазна и греховной суеты». Выходцы селились в облюбованных ими местах, без всякого порядка и зачастую проживали безвестно, чем в народе породили поговорку «Канул, как в Камский мох». В лесах и горах Башкирии пустынники жили не только по одному, но и по несколько человек вместе, составляя из себя как бы братства: эти братства пустынников были всегда началом учреждения монастырей.
После падения Казанского ханства места на территории нынешней Николо-Березовки были отведены Московскому Савво-Сторожевскому монастырю, который стал здесь опорной базой правительственных войск, имел свою «ЧУДОТВОРНУЮ» икону Николая Святителя и Чудотворца, позднее обросшую легендами и испытавшую сложную драматическую судьбу, неотрывно связанную с историей самого села.
Существующий теперь в с.Николо-Березовка храм, по преданию, четвертый со времени основания села (слободы). Первые два «посадского» типа были построены еще в XVI веке Строгановыми. Предание гласит, что строителем первого Березовского храма был Петр Семенович Строганов и находившаяся в нем древняя икона святых апостолов Петра и Павла была пожертвована храмосоздателем.
О втором храме не сохранилось никаких сведений.
Третий храм был устроен во имя живоначальной Троицы с пределом во имя святого Николая. На том месте, где был престол, в пределе храма, устроен был чугунный памятник, на котором была надпись, гласящая о том, что на сем месте явилась находящаяся в Березовском храме чудотворная икона Святителя Николая.
Все предыдущие церкви были деревянными, потому и сгорели они в смутные времена, но икону всякий раз спасали. Неоднократно зарывали ее в землю, целый месяц хранилась она на острове реки Камы, против с.Березовки, хранилась она вместе с церковным имуществом в крепости города Сарапула, прятали ее на Камских озерах.
Время явления Березовской иконы предание относит к 1560 г., но, судя по историческим событиям, явилась она до покорения Казанского ханства, а вернулась из Москвы на место - после падения Казани в 1552 г. Явилась эта икона во время царствования Иоанна Васильевича Грозного, в то отдаленное время, когда еще существовало враждебное татарское Казанское царство. В те времена Пермскими, вятскими, частью Сибири, а частью Уфимскими землями правили именные бояре Строгановы. Строгановы вели обширную торговлю с Москвою, Персией и Великим Новгородом.
Однажды по Каме шел караван судов с товаром Строгановых. Против того места, где теперь Николо-Березовка, караван этот без всякой видимой причины в совершенно тихую погоду и на глубоком месте остановился. Сколько ни старались матросы двинуть суда вперед или назад, успеха не имели; наконец им внушено было откровение, что они до тех пор не тронутся с места, пока не помолятся перед образом святого и чудотворного Николая. В то время место было пустынное, и они, несомненно, не знали, куда им обратиться и найти этот образ.
В откровении им указано было, что этот образ они найдут на берегу. Вышли они на берег и на высокой березе обрели то, что им было обещано. «Икону» нашли при устье речки Березовки в дупле высокого дерева.
Видимо, после очередного набега казанского хана «тихая обитель» Саввино-Сторожевского монастыря была разгромлена, а икону успели спрятать в дупле дерева.
Строгановы распорядились выстроить для иконы часовню.
В память этого чудесного явления еще долго существовал святой обычай у плывущих на торговых судах по реке Кама - сходить с судов в с.Березовку и молиться перед чудотворной иконой.
Позже на месте часовни и построили первый храм.
Весть о чудотворной иконе дошла до самого царя Ивана Васильевича Грозного, и велел он привезти святую икону к себе в Москву белокаменную. Да и помнил царь, что подарил эту икону инкам Саввиш-Сторожевского монастыря после их отбытия в неведомые камские края. Исполняя повеление царя, вчерашние лихи люди, а ныне именитые бояре Строгановы отправили икону в столицу окружным путем от Казанского царства - пермскими и вятскими землями.
Торжественную встречу устроил царь чудотворной иконе и решил оставить ее у себя. Выстроил для нее в Москве церковь на Грязи, именуемую храмом Закамского Николы. Далее предание гласит: «Вскоре по перенесении иконы в Москву заболел царь ногами, так, что никакие усилия докторов не могли помочь Иоанну от его болезни. И вот во сне явился ему святитель Николай и сказал, что болезнь его не прекратится, пока закамская икона его не будет отправлена на место ее явления. Только после второго явления Святителя Николая во сне Иоанну Грозному последний исполнил волю святого угодника Божьего, и, украсив ее драгоценной ризою сам торжественно провожал ее из Москвы на место явления».
Пробыв в Москве 2 года, икона возвратилась в Березовку, но уже не окружным путем, а прямо через бывшее Казанское ханство. Во устрашение хана иконе предшествовало военное полотняное красно-белое знамя, на котором было изображено золотыми литерами «С.Ч.Н.», что означало Святитель Чудотворец Николай, с обратной стороны изображен крест. Царское знамя было подарено Иоанном Грозным Березовской церкви и многие годы носилось оно перед иконою во времена крестных походов.
По разрешению святейшего синода начали переносить Березовскую икону в Уфу с 1854 года, носили ее по городам Бирску и Сарапулу, по многим селениям Уфимского, Бирского и Сарапульского уезда. Значительные доходы давала эта икона во время молебен и крестных ходов.
За долгую и суровую жизнь состарилась икона, и 2 декабря 1867 г. на заседании Московского археологического общества был поставлен вопрос о реставрации. Комиссия просила в 1868 году через членов Уфимского статистического комитета Игнатьева доставить точную копию и меру с Березовской иконы, которые находились в Москве в двух церквях в честь чудотворных икон Святителя Николая «Закамского» и «Вятского».
Сегодняшнее место нахождение иконы не известно, но что она бесценна - это бесспорно. Вся история с.Николо-Березовки связана с судьбой этой иконы. И последняя каменная церковь, построенная в 1810 г. посвящена ей же.
Существующий ныне храм в Николо-Березовке каменный, имел три престола: во имя Живоначальной Троицы - в холодной церкви (освящен в 1882 г.), во имя Святителя и Чудотворца Николая (освящен в 1881 г.), во имя Святой Великомученицы Екатерины (освящен в 1816 г.), построен он был на прикладные и сборные средства.
Стоит Николаевская церковь на высоком берегу Камы и поражает своим величием и торжественностью каждого, кто встречается с ней впервые. Построенная в традициях русского классицизма, она является самым высоким культовым сооружением в Башкирии. Ее 60-метровая многоярусная колокольня доминирует, подобно маяку, над окружающим пространством и придает сооружению монументальную выразительность.
Первое письменное официальное упоминание о Никольской слободе, сельце Березовском или Никольском, что на Березовке, зарегистрировано в 1596 г., когда жители написали челобитную с просьбой об освобождении от податей.
В церкви с.Николо-Березовки хранилась копия с писцовой книги 1596 года, составленная по наказу казанского воеводы князя Ивана Ворожинского на земли жителей Никольской слободы и на освобождение от податей на 6 лет. В тексте Савво-Осторожевский монастырь уже не упоминается.
В середине века Кама была чуть ли не единственным путем, по которому шли торговые суда на Урал и Сибирь. Посередине пути между Чусовой и волжскими городами Строгановым нужен был промежуточный перевалочный путь. Им стала Никольская слобода ( в последствии Николо-Березовка). Возникла она в 1560 годах. Первыми поселенцами ее были пришельцы из внутренних губерний. Здесь и была построена деревянная крепость, охраняемая бежавшими сюда казаками.
В стародавние времена царей Ивана Грозного и Федора Иоанновича, по легенде, где-то возле Николо-Березовки находился Преображенский монастырь. Предание об этом монастыре бережно хранилось местным населением. И тогдашний настоятель Свято-Троицкой церкви отец Григорий Челноков успел в 1852 году исходатайствовать согласие епархиального начальства, с целью «возобновить Преображенский монастырь». «В 1858 году под предлагаемый монастырь отведено с Высочайшего разрешения, 15 десятин земли из удельного ведомства на берегу реки Камы».
Меценат - пермский землевладелец Павел Дмитриевич Дягилев в 1871 - 1873 годах построил за свой счет двухэтажный деревянный дом с хозяйственными службами и всю усадьбу обнес бревенчатой оградой.
21 июня 1878 г. указом Синода была задействовано Камско-Никольское подворье с припиской к Уфимскому Успенскому монастырю.
Говорят, что в 1910 г. посетившая Николо-Березовку великая княжна Елизавета Федоровна закрыла монастырь за нелестное поведение.
Освоение земель было трудным, но упорным. Родил чернозем и суглинок неведомую в здешних местах пшеницу, произрастали рожь, овес, гречиха, развели скот. Крупные торговые операции производились на ярмарках.
С б по 9 декабря в Николо-Березовке проводились ежегодные ярмарки, а позже дважды в год - Семеновская и Никольская.
Несколько веков Николо-Березовка была известна как крупная хлебозаготовительная пристань. К концу XIX века ежегодная заготовка зерна стала достигать 5 миллионов пудов. Село стало своеобразной хлебной столицей всего побережья Прикамья. Базарная площадь сдавалась в аренду на 12 лет, обросла лавками и ярмарочными рядами, которых здесь было более 40 и которые занимали 20 крупных обосновавших фирм. Работали мельницы, ткали кули и т.д. Николо-Березовка превращалась в крупный промышленный центр региона.
Основным населением села становятся купцы. Главная улица тогдашней Николо-Березовки так и называлась «Купеческая». Берег Камы покрылся двумя рядами добротных амбаров. Улица застраивалась купеческими особняками. Владельцами были Бодалин, Хлебников, Кондюрин, Хохряков, Шаров и другие.
В начале XIX века за речкой Березкой, напротив села, появляется деревня Пенза. Видимо, часть березовцев переселяется поближе к своим сельхозугодиям. Численность населения медленно увеличивается. К середине XIX века деревня Пенза была ненамного больше, чем сама Николо-Березовка. Затем жители Николо-Березовки и деревни Пензы были объединены в одну сельскую общину.
Село Николо-Березовка Краснокамского района приобрело за последние годы значение символа, став одним из центров духовного возрождения России в северном регионе нашей республики. Его уникальность в том, что это единственное русское купеческое село в башкирском Прикамье.
Указом Президента Республики Башкортостан от 10 июня 1994 г. №264-УП «О создании историко-культурных центров в Краснокамском и Баймакском районах и мерах по более полному удовлетворению культурных и религиозных потребностей народов Башкортостана» в нижней части с.Николо-Березовка создан и действует историко-архитектурный комплекс «Никольский храм». Объектами, представляющими историческую ценность для создания историко-культурного центра, явились Никольский храм и здания постройки конца XIX века.
Социально-культурными объектами центра являются Свято-Никольский историко-краеведческий музей, расположенный в колокольне Никольского храма, накладезная часовня в парке Победы.
Проезд: автобусом от г.Уфы до с. Николо-Березовка или г. Нефтекамск
Историко-культурный центр «Никольский храм» в селе Николо-Березовка
Основание Прикамья, края, где расположено сегодня старинное русское с.Николо-Березовка, восходит к XIX веку, ко времени завоевания Иваном Грозным Казанского ханства.
Предания говорят, что еще во времена существования Казанского ханства, в густых лесах Прикамья, в пещерах Уральских гор жили пустынники-христиане, пришельцы из России.
«Давно ходила промеж раскольников молва, что много привольных нетронутых мест поразбросано на Каменном поясе. И потянулись туда люди, унося с собою веру отцов, предания старины и неразрушимое желание спасти свою душу от мирского соблазна и греховной суеты». Выходцы селились в облюбованных ими местах, без всякого порядка и зачастую проживали безвестно, чем в народе породили поговорку «Канул, как в Камский мох». В лесах и горах Башкирии пустынники жили не только по одному, но и по несколько человек вместе, составляя из себя как бы братства: эти братства пустынников были всегда началом учреждения монастырей.
После падения Казанского ханства места на территории нынешней Николо-Березовки были отведены Московскому Савво-Сторожевскому монастырю, который стал здесь опорной базой правительственных войск, имел свою «ЧУДОТВОРНУЮ» икону Николая Святителя и Чудотворца, позднее обросшую легендами и испытавшую сложную драматическую судьбу, неотрывно связанную с историей самого села.
Существующий теперь в с.Николо-Березовка храм, по преданию, четвертый со времени основания села (слободы). Первые два «посадского» типа были построены еще в XVI веке Строгановыми. Предание гласит, что строителем первого Березовского храма был Петр Семенович Строганов и находившаяся в нем древняя икона святых апостолов Петра и Павла была пожертвована храмосоздателем.
О втором храме не сохранилось никаких сведений.
Третий храм был устроен во имя живоначальной Троицы с пределом во имя святого Николая. На том месте, где был престол, в пределе храма, устроен был чугунный памятник, на котором была надпись, гласящая о том, что на сем месте явилась находящаяся в Березовском храме чудотворная икона Святителя Николая.
Все предыдущие церкви были деревянными, потому и сгорели они в смутные времена, но икону всякий раз спасали. Неоднократно зарывали ее в землю, целый месяц хранилась она на острове реки Камы, против с.Березовки, хранилась она вместе с церковным имуществом в крепости города Сарапула, прятали ее на Камских озерах.
Время явления Березовской иконы предание относит к 1560 г., но, судя по историческим событиям, явилась она до покорения Казанского ханства, а вернулась из Москвы на место - после падения Казани в 1552 г. Явилась эта икона во время царствования Иоанна Васильевича Грозного, в то отдаленное время, когда еще существовало враждебное татарское Казанское царство. В те времена Пермскими, вятскими, частью Сибири, а частью Уфимскими землями правили именные бояре Строгановы. Строгановы вели обширную торговлю с Москвою, Персией и Великим Новгородом.
Однажды по Каме шел караван судов с товаром Строгановых. Против того места, где теперь Николо-Березовка, караван этот без всякой видимой причины в совершенно тихую погоду и на глубоком месте остановился. Сколько ни старались матросы двинуть суда вперед или назад, успеха не имели; наконец им внушено было откровение, что они до тех пор не тронутся с места, пока не помолятся перед образом святого и чудотворного Николая. В то время место было пустынное, и они, несомненно, не знали, куда им обратиться и найти этот образ.
В откровении им указано было, что этот образ они найдут на берегу. Вышли они на берег и на высокой березе обрели то, что им было обещано. «Икону» нашли при устье речки Березовки в дупле высокого дерева.
Видимо, после очередного набега казанского хана «тихая обитель» Саввино-Сторожевского монастыря была разгромлена, а икону успели спрятать в дупле дерева.
Строгановы распорядились выстроить для иконы часовню.
В память этого чудесного явления еще долго существовал святой обычай у плывущих на торговых судах по реке Кама - сходить с судов в с.Березовку и молиться перед чудотворной иконой.
Позже на месте часовни и построили первый храм.
Весть о чудотворной иконе дошла до самого царя Ивана Васильевича Грозного, и велел он привезти святую икону к себе в Москву белокаменную. Да и помнил царь, что подарил эту икону инкам Саввиш-Сторожевского монастыря после их отбытия в неведомые камские края. Исполняя повеление царя, вчерашние лихи люди, а ныне именитые бояре Строгановы отправили икону в столицу окружным путем от Казанского царства - пермскими и вятскими землями.
Торжественную встречу устроил царь чудотворной иконе и решил оставить ее у себя. Выстроил для нее в Москве церковь на Грязи, именуемую храмом Закамского Николы. Далее предание гласит: «Вскоре по перенесении иконы в Москву заболел царь ногами, так, что никакие усилия докторов не могли помочь Иоанну от его болезни. И вот во сне явился ему святитель Николай и сказал, что болезнь его не прекратится, пока закамская икона его не будет отправлена на место ее явления. Только после второго явления Святителя Николая во сне Иоанну Грозному последний исполнил волю святого угодника Божьего, и, украсив ее драгоценной ризою сам торжественно провожал ее из Москвы на место явления».
Пробыв в Москве 2 года, икона возвратилась в Березовку, но уже не окружным путем, а прямо через бывшее Казанское ханство. Во устрашение хана иконе предшествовало военное полотняное красно-белое знамя, на котором было изображено золотыми литерами «С.Ч.Н.», что означало Святитель Чудотворец Николай, с обратной стороны изображен крест. Царское знамя было подарено Иоанном Грозным Березовской церкви и многие годы носилось оно перед иконою во времена крестных походов.
По разрешению святейшего синода начали переносить Березовскую икону в Уфу с 1854 года, носили ее по городам Бирску и Сарапулу, по многим селениям Уфимского, Бирского и Сарапульского уезда. Значительные доходы давала эта икона во время молебен и крестных ходов.
За долгую и суровую жизнь состарилась икона, и 2 декабря 1867 г. на заседании Московского археологического общества был поставлен вопрос о реставрации. Комиссия просила в 1868 году через членов Уфимского статистического комитета Игнатьева доставить точную копию и меру с Березовской иконы, которые находились в Москве в двух церквях в честь чудотворных икон Святителя Николая «Закамского» и «Вятского».
Сегодняшнее место нахождение иконы не известно, но что она бесценна - это бесспорно. Вся история с.Николо-Березовки связана с судьбой этой иконы. И последняя каменная церковь, построенная в 1810 г. посвящена ей же.
Существующий ныне храм в Николо-Березовке каменный, имел три престола: во имя Живоначальной Троицы - в холодной церкви (освящен в 1882 г.), во имя Святителя и Чудотворца Николая (освящен в 1881 г.), во имя Святой Великомученицы Екатерины (освящен в 1816 г.), построен он был на прикладные и сборные средства.
Стоит Николаевская церковь на высоком берегу Камы и поражает своим величием и торжественностью каждого, кто встречается с ней впервые. Построенная в традициях русского классицизма, она является самым высоким культовым сооружением в Башкирии. Ее 60-метровая многоярусная колокольня доминирует, подобно маяку, над окружающим пространством и придает сооружению монументальную выразительность.
Первое письменное официальное упоминание о Никольской слободе, сельце Березовском или Никольском, что на Березовке, зарегистрировано в 1596 г., когда жители написали челобитную с просьбой об освобождении от податей.
В церкви с.Николо-Березовки хранилась копия с писцовой книги 1596 года, составленная по наказу казанского воеводы князя Ивана Ворожинского на земли жителей Никольской слободы и на освобождение от податей на 6 лет. В тексте Савво-Осторожевский монастырь уже не упоминается.
В середине века Кама была чуть ли не единственным путем, по которому шли торговые суда на Урал и Сибирь. Посередине пути между Чусовой и волжскими городами Строгановым нужен был промежуточный перевалочный путь. Им стала Никольская слобода ( в последствии Николо-Березовка). Возникла она в 1560 годах. Первыми поселенцами ее были пришельцы из внутренних губерний. Здесь и была построена деревянная крепость, охраняемая бежавшими сюда казаками.
В стародавние времена царей Ивана Грозного и Федора Иоанновича, по легенде, где-то возле Николо-Березовки находился Преображенский монастырь. Предание об этом монастыре бережно хранилось местным населением. И тогдашний настоятель Свято-Троицкой церкви отец Григорий Челноков успел в 1852 году исходатайствовать согласие епархиального начальства, с целью «возобновить Преображенский монастырь». «В 1858 году под предлагаемый монастырь отведено с Высочайшего разрешения, 15 десятин земли из удельного ведомства на берегу реки Камы».
Меценат - пермский землевладелец Павел Дмитриевич Дягилев в 1871 - 1873 годах построил за свой счет двухэтажный деревянный дом с хозяйственными службами и всю усадьбу обнес бревенчатой оградой.
21 июня 1878 г. указом Синода была задействовано Камско-Никольское подворье с припиской к Уфимскому Успенскому монастырю.
Говорят, что в 1910 г. посетившая Николо-Березовку великая княжна Елизавета Федоровна закрыла монастырь за нелестное поведение.
Освоение земель было трудным, но упорным. Родил чернозем и суглинок неведомую в здешних местах пшеницу, произрастали рожь, овес, гречиха, развели скот. Крупные торговые операции производились на ярмарках.
С б по 9 декабря в Николо-Березовке проводились ежегодные ярмарки, а позже дважды в год - Семеновская и Никольская.
Несколько веков Николо-Березовка была известна как крупная хлебозаготовительная пристань. К концу XIX века ежегодная заготовка зерна стала достигать 5 миллионов пудов. Село стало своеобразной хлебной столицей всего побережья Прикамья. Базарная площадь сдавалась в аренду на 12 лет, обросла лавками и ярмарочными рядами, которых здесь было более 40 и которые занимали 20 крупных обосновавших фирм. Работали мельницы, ткали кули и т.д. Николо-Березовка превращалась в крупный промышленный центр региона.
Основным населением села становятся купцы. Главная улица тогдашней Николо-Березовки так и называлась «Купеческая». Берег Камы покрылся двумя рядами добротных амбаров. Улица застраивалась купеческими особняками. Владельцами были Бодалин, Хлебников, Кондюрин, Хохряков, Шаров и другие.
В начале XIX века за речкой Березкой, напротив села, появляется деревня Пенза. Видимо, часть березовцев переселяется поближе к своим сельхозугодиям. Численность населения медленно увеличивается. К середине XIX века деревня Пенза была ненамного больше, чем сама Николо-Березовка. Затем жители Николо-Березовки и деревни Пензы были объединены в одну сельскую общину.
Село Николо-Березовка Краснокамского района приобрело за последние годы значение символа, став одним из центров духовного возрождения России в северном регионе нашей республики. Его уникальность в том, что это единственное русское купеческое село в башкирском Прикамье.
Указом Президента Республики Башкортостан от 10 июня 1994 г. №264-УП «О создании историко-культурных центров в Краснокамском и Баймакском районах и мерах по более полному удовлетворению культурных и религиозных потребностей народов Башкортостана» в нижней части с.Николо-Березовка создан и действует историко-архитектурный комплекс «Никольский храм». Объектами, представляющими историческую ценность для создания историко-культурного центра, явились Никольский храм и здания постройки конца XIX века.
Социально-культурными объектами центра являются Свято-Никольский историко-краеведческий музей, расположенный в колокольне Никольского храма, накладезная часовня в парке Победы.
Чтобы участвовать в обсуждении, Вы должны войти на сайт.